А3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание А3.
Тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в словосочетаниях),
и одна из форм отражает ошибку в современной речи.
Морфологические нормы – нормы употребления форм слов различных частей речи.
Образование падежных форм числительных
Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А.
У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).
При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.),
двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).
У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста
одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года.
При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово,
обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.
Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах
– форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.),
полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).
Употребление собирательных числительных
Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро),
которые употребляются только в следующих случаях:
с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
с существительными дети, люди: четверо людей;
с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;
с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.
Собирательные числительные не употребляются:
с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;
с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя.
Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного:
в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.
Образование некоторых форм имен существительных
При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:
Названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
Названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван:
НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков,
тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;
Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат,
манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен,
монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов:
килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ:
побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»):
Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
Правильно определяйте род склоняемых существительных, например:
импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения,
просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.
Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных
Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени.
Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый;
простая форма превосходной степени – смелейший, с
оставная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
Грубой ошибкой будет следующее формообразование: *более смелее, *самый смелейший, *более худший.
Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.
Образование степеней сравнения наречий
При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро)
и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: *более быстрее.
Образование некоторых глагольных форм
В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться;
не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).
Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).
В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.
Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет,
плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается,
колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай),
сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).
Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п.
(что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета.
Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать:
Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п.
Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается.
Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?).
Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.
Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов,
например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить:
глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте;
лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.
Образование и употребление форм местоимений
Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).
Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным.
Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования;
Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.
Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения.
Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые.
Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р.,
она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.
Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие,
поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях
(в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение;
Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н,
если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.)
и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п.
(вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.):
без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
Что делаем? |
Важно помнить! |
|
Морфологические нормы |
|
Количественные числительные необходимо склонять! В косвенных падежах предпочтительнее количественные числительные: с двумя друзьями (а не с двоими друзьями), на двух санях (а не на двоих санях). |
|
Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба (м.р., ср.р.) и обе (ж.р.). |
|
Существительные, называющие овощи и фрукты, национальности, парные предметы и др. |
|
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! |
|
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! |
|
Глаголы в повелительном наклонении, глаголы с суффиксом –ну-, постфиксом -ся |
|
Н в личных местоимениях 3-го лица появляется только в косвенных падежах после предлогов |
3. Выбираем ответ |
|