| А29.
Функционально-смысловые типы речи:
повествование, описание, рассуждение
Под
типом речи
понимают следующие ее виды:
О п
и с а н и е – изображение чего-либо. Это
как бы картина, не предполагающая
движения: описание человека (портрет),
природы (пейзаж), обстановка (интерьер)
и т.д.
П о
в е с т в о в а н и е - связный рассказ о
каких-либо событиях, следующих друг за
другом, чьих-либо действиях;
Р а
с с у ж д е н и е – умозаключение, ряд
мыслей, изложенных в логически
последовательной форме: анализ
особенностей, причин, следствий,
перспектив каких-либо явлений, событий;
доказательство справедливости какой-либо
точки зрения; может даваться оценка
обсуждаемому, выражаться отношение к
нему.
Большой по объему текст почти не бывает
однородным по типу речи: художественное
повествование может включать в себя
описание людей, участвующих в событиях,
места действия, сопровождаться некоторыми
рассуждениями по их поводу; рассуждение
может подтверждаться рассказом о
каких-либо событиях, иллюстрироваться
описаниями… Поэтому важно определить,
какой тип речи в данном тексте является
ведущим, главным; другие, если они есть,
будут вспомогательными по отношению к
нему, второстепенными.
В тестовые задания обычно
включают тексты с рассуждениями по
общественно значимым вопросам, проблемам.
Большинство текстов являются
публицистическими или художественными,
их достаточно легко различить, если
определить цель: воздействие на эмоции
(художественный) или воздействие на
разум, характер действий (публицистический).
Если все-таки определение стиля текста
затруднено, то можно посмотреть на
характер построения этого текста. Как
правило, публицистический стиль четко
структурирован: тезис – доказательства
– выводы. Структура художественного
текста достаточно хорошо изучается в
школе не только в курсе русского языка,
но и в курсе литературы. Во многом
помогают и средства выразительности
текста. Однако не стоит им доверяться
безоглядно, так как и художественный и
публицистический тексты могут быть
созданы с помощью одних и тех же средств.
| |