Учитель русского языка и литературы -   Ильина Елена Альвиновна
Вторник, 07.05.2024, 05:20



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ а3 ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

А3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяет задание А3. 

Тестируемому предлагаются четыре формы слова (иногда в словосочетаниях), 

и одна из форм отражает ошибку в современной речи.


Морфологические нормы – нормы употребления форм слов различных частей речи.


  1. Образование падежных форм числительных

  • Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А.

  • У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).

  • При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), 

  • двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

  • У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста 

  • одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года.

  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, 

  •  обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.

  • Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах 

  • – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), 

  •  полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).


  1. Употребление собирательных числительных

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), 

которые употребляются только в следующих случаях:

    • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;

    • с существительными дети, люди: четверо людей;

    • с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;

    • с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные не употребляются:

  • с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;

  • с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя.

Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного

в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.


  1. Образование некоторых форм имен существительных

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.

Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:

  • Названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;

  • Названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: 

  • НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, 

  • тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

  • Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, 

  • манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;

  • А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, 

  • монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;

  • У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.

Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов:

килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.

Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: 

побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.

Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): 

Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.

Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: 

импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, 

просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.


  1. Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. 

Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый

простая форма превосходной степени – смелейший, с

оставная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! 

Грубой ошибкой будет следующее формообразование: *более смелее, *самый смелейший,  *более худший.

Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.


  1. Образование степеней сравнения наречий

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро

и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: *более быстрее.


  1. Образование некоторых глагольных форм

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; 

не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).

  • Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).

  • В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.

  • Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, 

  •  плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, 

  • колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), 

  • сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

  • Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. 

  • (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета.

  • Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать:

  • Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. 

  • Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. 

  • Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). 

  •  Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.

  • Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, 

  • например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: 

  • глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте;

  •  лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.


  1. Образование и употребление форм местоимений

  • Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).

  • Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. 

  • Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; 

  • Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.

  • Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. 

  • Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. 

  •  Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., 

  • она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

  • Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, 

  •  поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях 

  • (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; 

  • Я попросил маму отнести тетрадь к себе.

  • К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н

  •  если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) 

  • и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. 

  • (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): 

  • без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).

  • После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.


Что делаем?

Важно помнить!

  1. Определяем часть речи.

  2. Проверяем соблюдение морфологических норм.

Морфологические нормы

  • Следим за образованием формы Р.п. количественных числительных

Количественные числительные необходимо склонять! В косвенных падежах предпочтительнее количественные числительные: с двумя друзьями (а не с двоими друзьями), на двух санях (а не на двоих санях).

  • Следим за образованием формы собирательных числительных и их употреблением с существительными

Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба (м.р., ср.р.) и обе (ж.р.).

  • Следим за образованием форм И.п. и Р.п. мн.ч. имен существительных

Существительные, называющие овощи и фрукты, национальности, парные предметы и др.

  • Следим за образованием форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

  • Следим за образованием форм степеней сравнения наречий

Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

  • Следим за образованием форм глаголов с чередованием в корне и возвратных глаголов

Глаголы в повелительном наклонении, глаголы с суффиксом –ну-, постфиксом -ся

  • Следим за образованием форм косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога

Н в личных местоимениях 3-го лица появляется только в косвенных падежах после предлогов

3. Выбираем ответ




Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Часы

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ilina-elena.ucoz.ru © 2024      Создать бесплатный сайт с uCoz