| А3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
Владение грамматическими
(морфологическими) нормами проверяет
задание А3. Тестируемому предлагаются
четыре формы слова (иногда в словосочетаниях), и одна из форм отражает ошибку в
современной речи.
Морфологические
нормы –
нормы употребления форм слов различных
частей речи.
Образование
падежных форм числительных
Числительные
сорок,
девяносто, сто
в В.п. имеют такие же окончания, что и в
И.п., в остальных падежах – окончание
–А.
У
сложных числительных склоняются обе
части: пятьюстами
(Т.п.), семьюдесятью
(Т.п.), о
восьмистах
(П.п.), шестисот
(Р.п.).
При
склонении составных числительных
изменяется каждое слово: трем
тысячам
семистам
семидесяти трем
(Д.п.), двумя
тысячами пятьюстами восьмьюдесятью
семью (Т.п.). У
порядковых числительных изменяется
только последнее слово: Студенты
перешли из двести пятой аудитории в
триста
одиннадцатую; Контракт продлен
до две тысячи десятого года. При
склонении дробных числительных
изменяются все слова, при этом числитель
изменяется как соответствующее слово,
обозначающее целое число, а знаменатель
– как прилагательное во мн.ч.: двух
(каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные
полтора
(жен.р. – полторы) и полтораста в
И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во
всех остальных падежах
– форму полутора
и полутораста;
полторы
недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.),
полутораста километрами (Т.п.).
Употребление
собирательных числительных
Необходимо обратить
внимание на собирательные числительные
(двое, трое,
четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих
случаях:
с
существительными, обозначающими лиц
мужского пола: двое
друзей, трое братьев;
с
существительными дети, люди: четверо
людей;
с
существительными, обозначающими
детенышей животных: пятеро
котят, семеро козлят;
с
существительными, обозначающими парные
или составные предметы и имеющими
форму только мн.ч.: двое
ножниц, четверо суток.
Собирательные
числительные не употребляются:
с
существительными, обозначающими лиц
женского пола: две
дочери, три сестры;
с
существительными, обозначающими
взрослых особей животных: две
кошки, три медведя.
Помните, что форма
собирательного числительного оба
зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.)
креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.
Образование
некоторых форм имен существительных
При
образовании форм имен существительных
трудности связаны с выбором вариантов
падежных окончаний.
Нулевые окончания
закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов,
являющихся:
Названиями
единиц измерения: сто
ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар,
карат, рентген;
Названиями
национальностей: много
армян, башкир, румын, цыган, грузин,
осетин, туркмен, молдаван:
НО: бедуинов,
казахов, калмыков, киргизов, коряков,
монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов,
хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов,
якутов и др.; Названиями
парных предметов: несколько
ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош,
кед, лат,
манжет, мокасин, погон, сапог,
чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО:
носков, гольфов, клипсов; А
также у существительных жен.р. на –НЯ:
пустыня –
пустынь, голубятня – голубятен,
монахиня
– монахинь, басня – басен, простыня –
простынь, башня – башен; У
слов барж,
клавиш, кладбищ, координат, макарон,
оладий, отметок, туфель.
Окончания –ОВ/-ЕВ
закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов,
являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм
ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
Существительные
ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем
оканчиваются на –ИЙ: побережье
– побережий, раздумье – раздумий, НО:
платьев, устьев и др.
В
некоторых случаях окончания существительных
в И.п. мн.ч. служат для разграничения
лексического значения слов: рыцарские
ордены – нагрудные ордена, пропуски
занятий – предъявить пропуска.
Не
допускайте «скопления одинаковых
падежей» («нанизывание падежей»): Приступили
к подготовке к выборам; Вопрос будет
рассмотрен назначенной директором
комиссией.
Правильно определяйте
род склоняемых существительных, например: импортный
шампунь, красивый тюль, старый рояль,
полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна
плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка,
кроссовка.
Образование
сравнительной и превосходной степеней
прилагательных
Правильно образуйте
формы сравнительной и превосходной
степени. Например: простая форма
сравнительной степени – более
(менее) смелый; простая форма превосходной степени –
смелейший,
с оставная форма превосходной степени
– самый
смелый, наиболее смелый, смелее всех.
Нельзя смешивать
простую и составную формы степеней
сравнения! Грубой ошибкой будет следующее
формообразование: *более
смелее, *самый смелейший, *более худший.
Запомните следующие
формы сравнительной степени: звонче,
легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее,
красивее.
Образование
степеней сравнения наречий
При
образовании простой и составной форм
сравнительной (быстрее,
более быстро) и превосходной (быстрее
всех)
степеней наречий также важно не допускать
их смешения: *более
быстрее.
Образование
некоторых глагольных форм
В
литературном языке отсутствуют формы
1-го лица ед.ч. глаголов победить,
убедиться,
очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола
кушать
(ср. неправильное употребление: Утром
я обычно *кушаю йогурт).
Разговорными
являются формы 1-го лица глаголов висеть
(вишу), пылесосить (пылесошу).
В
парах видеть
– видать, слышать – слыхать
вторые глаголы разговорные.
Правильно
употребляйте глаголы класть
(не ложить), положи (не положь), машет,
плещется, колышется, кудахчет, мурлычет,
мяукает (не махает, плескается, колыхается,
кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай,
поезжай (не заедь, едь, езжай), сох,
промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул
и т.д.). Правильно
используйте двувидовые глаголы
организовать,
образовать, реализовать
и т.п.
(что делать? И что сделать?): Деканат
ежегодно организует (не организовывает)
встречи выпускников факультета.
Ошибочно
используются формы с суффиксом –СЯ,
образованные от глаголов играть,
стирать, полоскать:
Дети
*играются в саду (нужно играют); Буду
*стираться (нужно стирать) и т.п. Ср.
правильное употребление:
Пьеса играется впервые; Эта ткань легко
стирается. Некоторые
формы на –ся порождают двузначность:
Молодые
специалисты направляются на предприятия
(сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить
другую форму, например: Молодых
специалистов направляют на предприятия. Не
допускайте нарушения видовременной
соотнесенности глаголов,
например: В
доме начали просыпаться: послышались
сонные голоса. Хлопали двери. Образование
форм повелительного наклонения некоторых
глаголов надо запомнить:
глядеть
– гляди, глядите; ехать – поезжай,
поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть
– полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг,
лягте; трогать – трогай, трогайте.
Образование
и употребление форм местоимений
Употребляйте
правильные формы местоимений: их
(не ихний), у нее (не у ней).
Местоимение
должно быть согласовано по роду и числу
с существительным.
Примеры ошибочного
употребления: Мы
открываем для себя восхитительные
красоты Кубани, постигаем тайны его
очарования; Подошла еще одна группа, у
них сегодня зачет. Неверный
порядок слов в предложениях с личными
местоимениями приводит к искажению
смысла предложения.
Ср.: Ученые
проводили многочисленные опыты, они
(получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он
должно относиться к последнему
существительному муж.р., она
– к последнему существительному жен.р.,
оно
– ср.р., местоимение они
– к последнему
существительному в форме мн.ч. Местоимения
себя, свой
относятся к лицу, производящему действие,
поэтому неправильно использовать их
в следующих конструкциях (в их действие
выполняется одним лицом, а местоимение
относится к другому): Учитель
предложил мне прочитать вслух свое
сочинение; Я попросил маму отнести
тетрадь к себе. К
личным местоимениям 3-го лица (он,
она, оно, они)
прибавляется начальное Н,
если они стоят после непроизводных
предлогов (без,
в, для, до, за, из, к, с, у
и др.) и некоторых предлогов, образованных
от наречий и управляющих род.п. (вокруг,
впереди, возле, мимо, напротив, около,
посреди, после и
др.): без
него, вокруг них.
Ср.: вопреки
ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован
от существительного). После
форм сравнительной степени местоимение
употребляется без
н: старше
ее.
Что
делаем?
|
Важно
помнить!
|
Определяем
часть речи.
Проверяем
соблюдение морфологических норм.
|
Морфологические
нормы
|
|
Количественные
числительные необходимо склонять! В
косвенных падежах предпочтительнее
количественные числительные: с двумя
друзьями (а не с двоими друзьями), на
двух санях (а не на двоих санях).
|
|
Собирательные
числительные изменяются по падежам,
но рода не имеют. Род есть только у
числительных оба (м.р., ср.р.) и обе
(ж.р.).
|
|
Существительные,
называющие овощи и фрукты, национальности,
парные предметы и др.
|
|
Нельзя
смешивать простую и составную формы
степеней сравнения!
|
|
Нельзя
смешивать простую и составную формы
степеней сравнения!
|
|
Глаголы
в повелительном наклонении, глаголы
с суффиксом –ну-, постфиксом -ся
|
|
Н
в личных местоимениях 3-го лица
появляется только в косвенных падежах
после предлогов
|
3.
Выбираем ответ
|
|
| |