|
Задание А5. Синтаксические
нормы (выбор
форм согласования и управления; построение
предложений с однородными членами,
построение сложноподчиненных предложений)
При выполнении
задания А5 необходимо помнить о следующих
синтаксических нормах.
Однородные
члены предложения
Не употребляются в
качестве однородных членов полные и
краткие формы имени прилагательного:
друг давний
и весьма хорош.
При двух или нескольких
однородных членах неправильными
являются предложения, в которых общее
дополнение имеется при словах, требующих
разного управления: любить
и увлекаться спортом, помнить и верить
в победу.
Нельзя в ряд однородных
членов включать родовые понятия: Мы
купили стулья, книжный шкаф, стильную
мебель.
Нельзя соединить в
качестве однородных членов далекие по
смыслу понятия: изучать
музыку и болезни.
Нельзя опускать разные
предлоги: на
заводах, лабораториях и школах.
Надо:
на заводах,
в лабораториях и школах.
Не сочетаются как
однородные члены имя существительное
и инфинитив: Люблю
музыку и кататься на коньках.
Нельзя сочетать
неправильные пары сопоставительных
союзов: не
только – а так же; как – а также.
Однородные члены
должны быть согласованы в падеже с
обобщающим словом: Помню
всех близких людей: маму, бабушку,
сестру.
Не могут выступать в
качестве однородных причастный или
деепричастный оборот и придаточное
предложение: Подошел
англичанин, хорошо говорящий по-русски
и который приехал сегодня.
Употребление
причастных оборотов
Неправильны формы
причастий с частицей бы:
Это было
выступление, вызвавшее бы возмущение.
Причастный оборот
стоит любо перед определяемым словом,
любо после него, он не должен разрываться:
лежащая
книга на столе.
Согласование
сказуемого с подлежащим
- при подлежащем,
имеющем в своем составе собирательное
существительное с количественным
значением (большинство,
меньшинство, ряд, часть)
или выраженном количественно-именным
сочетанием (два
слова, несколько языков),
сказуемое может иметь форму ед.ч.
(грамматическое согласование) и мн.ч.
(согласование по смыслу): Большинство
учеников решило (решили) сдавать ЕГЭ;
- при относительном
местоимении кто сказуемое имеет только
форму ед.ч.: Все,
кто не сдал зачет, пришли на экзамен;
Все, кто мог прийти, собрались в зале.
- собирательное
существительное не имеет при себе
управляемых слов: Большинство
согласилось с моим решением;
- управляемое слово
стоит в род.п. ед.ч.: Часть
населения пришла без опоздания;
- а также при словах
тысяча,
миллион, миллиард:
Миллион
звонков пришел в редакцию; Тысяча книг
поступила в школьную библиотеку;
- при составных
числительных, заканчивающихся на один:
Тридцать
один день прошел;
- при обозначении меры
веса, пространства, времени: Прошло сто
лет;
- при словах тройка,
сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма,
бездна, пропасть:
При
составлении текста телеграммы была
сделана масса ошибок;
- при наличии в составе
подлежащего слов всего,
лишь, только
(со значением
ограничения):
В шахматный
кружок записалось только семь человек.
При наличии в составе
подлежащего слов много,
мало, немного, немало, столько, сколько
преобладает форма ед.ч.: Много
мыслей роилось в моей голове.
- при счетном обороте
имеются слова все,
эти или
другие в роли определения: Все
двадцать страниц переписаны заново;
- при обратном
согласовании, когда связка в именном
сказуемом согласуется не с подлежащим,
а с именной частью: Часть
обоев были виниловые;
- при подлежащем
стоит придаточное определительное или
обособленное определение: Часть
тетрадей, проверенных ранее, лежали на
окне; Часть тетрадей, которые я проверила
ранее, лежали на окне;
- главные члены
предложения оторваны друг от друга или
при одном подлежащем есть несколько
сказуемых: На
перемене бегали, прыгали, скакали,
кричали несколько учеников; Большинство
учеников в результате бурного обсуждения
новой темы пришли к правильным выводам.
При подлежащем –
вопросительном местоимении кто
глагол-сказуемое может иметь форму
ед.ч., а в прошедшем времени – м.р.,
независимо от числа производителей
действия или принадлежности к полу
(муж. или жен.): Кто
из посетительниц Дома творчества
записался в кружок английского языка?
При неопределенных
и отрицательных местоимениях некто,
кто-то, никто
и др. сказуемое должно стоять в форме
ед.ч. (часто в форме прошедшего времени
мужского рода): Никто,
даже лучшие ученики, не получил высшего
балла.
При подлежащем типа
брат с сестрой
сказуемое может иметь форму как ед.,
так и мн.ч. в зависимости от значения:
Пришли
бабушка с дедушкой. – Мальчик с мамой
приехал.
Если при этом
присутствуют еще и слова вместе,
совместно,
то употребляется форма ед.ч.: Эту
работу выполнял ученик совместно с
родителями.
Несклоняемые русские
аббревиатуры согласуются по форме
главного слова: ФСБ
сделала заявление (главное слово –
служба).
Согласование
определений и приложений с однородными
членами, выраженными существительными
Определение может
быть выражено формой ед.ч., если по
смыслу понятно, что оно относится к
обоим существительным: морской
прилив и отлив;
или между определяемыми существительными
стоит разделительный союз: надеть
модную юбку или брюки;
Определение может
быть выражено формой мн.ч. для уточнения
значения при однородных существительных:
купить модные пальто и шляпу.
Определение может
быть выражено формой ед.ч., если оно
следует за существительным: Готовим
каталог или журнал, рассказывающий о
творчестве писателя.
Приложения
– географические названия
Географические
названия, выступающие в роли приложений
при имени нарицательном (родовом
названии), согласуются или не согласуются
с определяемыми словами.
Согласуются склоняемые
названия городов и рек: в
городе Туле, за Москвой-рекой, на реке
Волге.
В специальной литературе
они могут выступать в начальной форме:
в городе
Москва, за городом Великие Луки, за
рекой Волга.
Обычно согласуются
названия сел и деревень: жить
в селе Горюхине, за хутором Гремячим,
в деревне Сосновке.
Остальные названия
(озер, островов, гор, заливов, каналов,
астрономические названия) не согласуются:
за островом
Новая Земля, у полуострова Таймыр, на
планете Меркурий.
Неудачный
порядок слов
Следите за порядком
слов: широко
готовится отметить – готовится широко
отметить.
А5. Задание:
Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической
нормы).
Что делаем?
Читаем
все предложения.
Анализируем
трудные случаи, в которых могут быть
ошибки.
Находим
неверно составленное предложение (с
грамматической ошибкой).
Выбираем
ответ.
Рассуждаем:
А5.
Укажите предложение с грамматической
ошибкой.
Вы
оплатили проезд в автобусе?
Ученые
хотели вникнуть и познать все тайны
природы.
Эти
люди никогда не теряли уверенности в
успехе.
Вопреки
ожиданиям и установившимся правилам,
было решено отменить дополнительные
каникулы.
Оплатили
(что?) проезд
– верно (но: заплатить
за проезд).
Вникнуть
(во что?) и познать
(что?) – эти глаголы имеют разное
управление, предложное и беспредложное,
поэтому при них не может быть общего
дополнения без предлога тайны; надо:
Ученые хотели
вникнуть во все тайны природы и познать
их.
Не теряли
(чего?) уверенности
– с отрицанием верно употреблена форма
род.п.
Было решено вопреки
(чему?) ожиданиям
и правилам
– нормативная форма дат.п.
Правильный
ответ – 2.
| |